Трагедия на Волге: первые выводы следствия

В уголовном деле о катастрофе теплохода «Булгария» появились первые задержанные. Это гендиректор компании «АргоРечТур» Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Они будут проходить по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности гибель людей».

Спустя двое суток с момента трагедии на Волге, следствие рассматривает две основные версии катастрофы — неисправность самого теплохода и человеческий фактор.

Появляются и новые данные относительно вины организаторов круиза. На Волге, тем временем, продолжается поисково-спасательная операция. Спасательной ее уже называют исключительно формально. Шансов найти живых — практически нет.

В ликвидации последствий крушения теплохода «Булгария» в акватории водохранилища принимают участие более 530 человек. Из них большая часть – спасатели МЧС, остальные – сотрудники МВД Татарстана. Техники – около 120 единиц. Задействованы вертолеты, катера. Прочесывают острова поблизости. Работают около сотни водолазов.

Также на место трагедии прибыли отряды спасателей из других регионов. На подмогу пришли специалисты из Красноярска, Санкт-Петербурга, Москвы и Краснодара. Это несколько десятков человек. В их числе — и психологи для работы с родственниками.

Специалисты готовятся к поднятию судна со дна. Для этого из Москвы и Волгограда вышли специальные плавучие краны. С их помощью «Булгарию» достанут на поверхность уже через несколько дней.

Судно находится на глубине около 20 метров, видимость там минимальна, используют специальные фонари и оборудование, которое помогает добраться до отсеков внутри. Входы на главную палубу. Музыкальный салон – на самом носу, сюда уже добрались водолазы. Ну, а большинство кают — на нижней палубе.

Теперь о причинах. Главной, единой по-прежнему, нет. Если по пунктам, то среди версий — шторм и плохая погода (выжившие члены экипажа уверяют, что за несколько минут до трагедии условия резко ухудшились), возраст теплохода, а, точнее, его техническое состояние и изношенность деталей. Сторонние эксперты подмечают, что теплоход настолько старый, что деталей для него уже просто не выпускают. Далее – версия, к которой многие склоняются: открытые бортовые иллюминаторы. На судне, которое выходит в водохранилище, они должны быть хорошенько задраены.

Еще одна из весомых вероятных причин – отказ двигателя. В Приволжской транспортной прокуратуре заявили, что эти подозрения подтвердил старпом «Булгарии».

Теперь контрверсии. Погода, по данным казанских синоптиков, в день катастрофы была неблагоприятной, но «абсолютно ходовой». Ветер с порывами до 14 метров в секунду. Некритичным было и волнение – около полутора метров.

Если вернутся к техническим характеристикам дизель-электрохода, подобные суда могут спокойно ходить при волне до двух метров.

Двигатель. Неисправность одного из двух, опять же исходя из характеристик, не могут повлиять на безопасность рейса. Оставшийся – все равно продолжает вращать оба винта.

Это, скорее всего, было стечение нескольких факторов, сходятся эксперты. Трагедия на Волге стала поводом к проверке надежности и эффективности всего речного пароходства. С внутренних маршрутов снимут все суда класса «Булгарии».

Сейчас по рекам европейской части России ходят порядка 120 пассажирских теплоходов. Больше половины – старше 40 лет. Начиная с 90-х годов новые суда в России не строились. Решение Госкомиссии, в первую очередь, приостановит круизы на двух одноклассниках «Булгарии». Это «Петр Алабин» — он приписан к порту Самары. И «Композитор Глазунов» — приписан к Перми.

Даже если верить специалистам, которые говорят, что возраст у судна – не главное, общее состояние Российского речного флота все равно имеет все признаки серьезной болезни. По той же Волге пассажиров перевозят десятки устаревших судов.

Forbes публикует цифры: почти 60% Речного флота России — это суда старше 40 лет, такие, как «Булгария», треть – «среднячки», около 30 лет от роду, менее 10% – 20- и 30-летние и всего 2 % — младше 20 лет со дня производства. Причем, это, в основном, небольшие прогулочные суда.

Туроператоры России в разных регионах сообщают о волне отказов от круизов после крушения теплохода на Волге.

Действительно ли суда, проходившие мимо, оставили «Булгарию» в беде? Теперь это предстоит выяснить следствию. Фамилии капитанов уже известны.

Капитана теплохода «Арабелла», который первый пришел на помощь людям, зовут Роман Лизалин. Потомственный речник. Работать на флот пришел в 1998 году. Окончил речной техникум и Волжскую государственную академию водного транспорта. В качестве капитана работает последние три года. Это он и его экипаж спасли порядка 80 человек. На странице Романа в социальной сети – комментарии с благодарностями сыплются десятками.

После трагедии с «Булгарией» Госдума готовит изменения в федеральный закон «О транспортной безопасности». Согласно им, весь устаревший транспорт уйдет в утиль. Наложат запрет и на его использование. И обязательную ответственность за причинение вреда пассажирам. Правда, какой именно транспорт будет считаться устаревшим, пока не совсем понятно. Парламентарии признают: законодательство в сфере транспорта устарело.

Организаторов тура по Волге на теплоходе «Булгария» ждет, по всей видимости, еще и иск от Роспотребнадзора — за то, что нарушили права потребителей. Об этом говорится на официальном сайте ведомства.

Сейчас решается вопрос о возбуждении административного производства. По документам, потребителям изначально предоставляли не полную информацию о приобретаемой ими услуге. В договоре также усмотрели пункты, которые ущемляют права туристов. Оказывается, компания «АргоРечТур», арендовавшая «Булгарию» у Камского речного пароходства, а так же агентство «Интур-Волга», которое продавало круизы, не имели право заниматься туроператорской деятельностью. Они не входят в единый реестр, а, значит, и ответственность организаторов перед туристами не застрахована.