Причины аварии на подлодке «Нерпа»: новые версии

Продолжающееся расследование обстоятельств гибели людей на атомной подводной лодке «Нерпа» рассматривает версию, что несанкционированное срабатывание системы пожаротушения могло стать следствием ошибки в проекте, сообщает агентство «Интерфакс». Об этом заявил исполняющий обязанности генерального директора Амурского судостроительного завода (АСЗ) Геннадий Васильев.

«Комиссия работает. Есть предположения, что ошибки были в проекте проектанта. Основные выводы будут сделаны в пятницу,14 ноября», — сказал он журналистам перед церемонией прощания с 12 работниками Амурского судостроительного завода и предприятия «Эра», погибшими на борту АПЛ «Нерпа» в Японском море.

По его словам, проектированием систем АПЛ, в том числе и системы пожаротушения занимались предприятия-контрагенты. А в задача работников Амурского судостроительного завода заключалась в наладке и подготовке к эксплуатации системы, подчеркнул он. При этом Васильев ен стал уточнять , какое именно предприятие проектировало систему пожаротушения. По информации издания «Газета.Ru», созданием системы занималось московское предприятие — «Моринформсистема «Агат». Но ее представители от комментариев пока отказываются.

Тем временем в следственном комитете при прокуратуре РФ (СКП РФ) уже выяснили, что сработавшая система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) была полностью исправна. Данные следователей подтвердили версии военных экспертов о том, что вероятность технической неисправности в системе ЛОХ крайне мала. «Все, что можно испытать, испытывается еще на заводе», утверждают эксперты, а «после этого на пирсе, потом возле пирса, над водой, а после этого уже пробуются ходовые качества и живучесть под водой». Поэтому, по их словам, наиболее вероятная причина трагедии — человеческий фактор.

Напомним, что анонимный флотский эксперт ранее отмечал, что лодка вышла в море в традиционный праздник 7 ноября, при этом корабль оказался переполнен людьми: при штатном экипаже в 73 человека внутри оказались 81 моряк и 140 гражданских специалистов, включая представителей субподрядчиков — поставщиков различных систем. Поэтому, как выразился эксперт, «не исключена операторская ошибка в условиях бардака».

Поскольку возгорания на борту не было, не исключено что фреон начал поступать в отсеки — кают-компанию и каюты экипажа, из-за того что кто-то из них закурил.

Возможна и ошибка производственников. При модернизации проекта во время долгого строительства могли быть не отражены в документации изменения в трубопроводах, электросхемах, пультах управления. Бывают и просто ошибки монтажа, которые как раз на испытаниях и выявляются.

Тем временем газета «Коммерсантъ», пишет, что причиной аварии на атомной подводной лодке «Нерпа» мог стать сбой в едином компьютерном комплексе управления кораблем. Эту версию выдвинул специалист по холодильным установкам и системе кондиционирования воздуха Виктор Рифк, находившийся в момент аварии на подлодке.

По его словам, из-за компьютерного сбоя противопожарная система сработала неправильно, и в один отсек пошел объем фреона, предназначенный для двух отсеков, в то время как запасы газа из третьего вообще не были пущены. В результате этого в жилой отсек попало 120 килограммов фреона, что значительно превышало уровень предельно допустимой концентрации.